МАЛИНОВСКИЙ (MALINOWSKI) Бронислав Каспар

МАЛИНОВСКИЙ (MALINOWSKI) Бронислав Каспар
(1884-1942) - британский антрополог, основатель функционального направления. Родился в Кракове, поляк по происхождению. Изучал математику, физику, философию, экономику и психологию в Ягеллонском, Лейпцигском и Лондонском университетах. В 1914-1917 проводил полевые исследования на Новой Гвинее и Трабориандских островах. Профессор и глава кафедры антропологии Лондонского университета (1927-1938), в котором стал своего рода харизматическим "гуру" для студентов из континентальной Европы, Китая и Британских колоний, включая Африку. С 1938 - в США, преподавал в Йельском университете. Интересовался чрезвычайно широким кругом проблем, включая традиционную экономику, теорию культуры, право, религию, магию и т.д.

Наибольшую известность М. приобрел благодаря разработке функционального подхода к изучению культуры. Исходным моментом формирования этой концепции стала резкая критика эволюционизма и диффузионизма за их понимание элементов культуры как механического, изолированного набора явлений, а также - за внимание к исключительно экзотическим, с позиций европейца, чертам культуры. В своих теоретических построениях М. исходил из того, что человеку для поддержания своего существования необходимо удовлетворять ряд "базовых" (биологических) потребностей, включая потребности в пище, воспроизводстве и т.д. В различных культурах эти потребности удовлетворяются различным способом, в зависимости от чего формируется вторичный уровень "производных" потребностей. Каждое общество устанавливает свои санкционированные пути их удовлетворения. Поведение личности, удовлетворяющей свои базовые потребности, должно соответствовать культурным ожиданиям общества. Эта норма обусловлена тем, что многие потребности (например, воспроизводство) не могут быть удовлетворены вне сотрудничества с другими членами общества. Такое сотрудничество порождает общественные институты, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей. М. выделял следующие принципы, на основании которых различные формы активности интегрируются в специфические типы институтов: репродуктивные; территориальные; произвольные; ассоциации, основанные на профессиональной принадлежности, ранге и статусе и т.д. М. подчеркивал, что в реальной общественной системе не существует простого соответствия между институтом и какой-либо потребностью. Каждый институт может удовлетворять одновременно несколько потребностей. Семья, например, обеспечивает не только репродуктивные функции, но физиологические, экономические и т.д. Социокультурные институты, таким образом, представляют собой сложное переплетение взаимосвязей. Культура, по М., спаяна не только этими взаимосвязями, но и такими дополнительными "интегративными" средствами, как язык, самосознание и религия. Для того, чтобы быть познанной, культура должна быть проанализирована на трех уровнях: индивидуальном, институциональном и как интегрированное целое. Отсюда выводился принцип необходимости целостного подхода к изучению культуры. Характерным примером функционального подхода был анализ М. роли традиций в современном обществе. По М., все традиции имеют новые функции, даже те из них, которые, как принято считать, призваны способствовать консервации традиционных моделей поведения. Культура не есть историческая одежда из "лоскутков и заплат", а интегрированное, действующее современное целое. М. полностью отрицал тайлоровскую концепцию пережитков, подчеркивая, что такие явления должны быть поняты в контексте настоящего.

Существенным элементом функционального подхода М. была почти исключительная ориентация на исследование современности. По М., в дописьменных обществах реальное прошлое остается неизвестным. Вербальная информация о нем должна быть рассмотрена как форма мифа, функцией которого является объяснение и оправдание порядка распределения политической власти в настоящем. Такой подход стал основанием в последствии для обвинения М. в антиисторизме. Наибольшей критике подверглась непригодность функционального подхода М. к объяснению социальных перемен. Вместе с тем концепция М. выдержала испытание временем, ее основные положения составили неотъемлемую часть теоретической базы современной культурной антропологии. Основные сочинения: "Аргонавты Западной Океании" (1922); "Преступление и обычай в традиционном обществе" (1926); "Секс и подавление в жизни дикарей" (1927); "Сексуальная жизнь аборигенов Северо-западной Меланезии" (1929); "Основания веры и морали" (1936); "Свобода и цивилизация" (1944); "Секс, культура и миф" (1962) и др.

П.В. Терешкович


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "МАЛИНОВСКИЙ (MALINOWSKI) Бронислав Каспар" в других словарях:

  • Малиновский, Бронислав Каспар — Бронислав Малиновский Bronisław Kasper Malinowski …   Википедия

  • Бронислав Каспар Малиновский — Бронислав Малиновский Bronisław Kasper Malinowski Дата рождения: 7 апреля 1884 Место рождения: Краков Дата смерти: 16 мая 1942 Место смерти: Нью Хейвен Научная сфера: Антропология Место работы …   Википедия

  • Малиновский Бронислав Каспар — Бронислав Малиновский Bronisław Kasper Malinowski Дата рождения: 7 апреля 1884 Место рождения: Краков Дата смерти: 16 мая 1942 Место смерти: Нью Хейвен Научная сфера: Антропология Место работы …   Википедия

  • МАЛИНОВСКИЙ — (Malinowski) Бронислав Каспар (1884 1942) британский антрополог, основатель функционального направления. Родился в Кракове, поляк по происхождению. Изучал математику, физику, философию, экономику и психологию в Ягеллонском, Лейпцигском и… …   Новейший философский словарь

  • МАЛИНОВСКИЙ — 1 . Алексей Федорович (1762 26.XI.1840) рус. историк архивист, писатель переводчик, акад. (с 1835). По окончании Моск. ун та (1778) служил в Межевой канцелярии, в 1780 1840 в Моск. архиве Коллегии иностр. дел; с 1814 начальник Гл. управления… …   Советская историческая энциклопедия

  • Малиновский — (польск. Malinowski, нем. Malinowski, укр. Малиновський, белор. Малiноўскі)  фамилия славянского происхождения, в частности белорусская, польская, украинская и русская. Исторически также распространена среди евреев, немцев и иных групп …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»